Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Динамическая афазия — это патологическое состояние, при котором нарушается возможность активного и развернутого высказывания. При этом у больного затруднительным является построение внутреннего плана своей фразы. У специалистов она носит второе название — транскортикальная моторная афазия.
Этот вид нарушения достаточно сложен для анализа, поскольку у пациента сохраняется способность к чтению и письму, не возникает трудностей при повторении отдельных слов и предложений, а также в названиях предметов.Патологическое состояние
Такое расстройство, как динамическая афазия, была открыта психологом Клейстом в 40-х годах прошлого века. Он назвал это заболевание «потерей инициативы». Любое активное высказывание подразумевает способность предварительного мысленного выстраивания. Именно такое нарушение и наблюдается при возникновении данного вида расстройства.
Специалисты называют такое явления дефектом предикативности. Это выражается в изменении места глаголов в предложении, отсутствие интонационной речевой окраски. Для такого больного представляется невозможным воспроизведение местоимений в других падежах, кроме именительного. Отмечается отсутствие актуализации слов.
Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных частей первой извилины левого полушария коры и передних отделов речевой зоны, именно там находится блок активации и планировки речевой деятельности. Чаще всего такого рода изменения возникают при ишемических изменениях головного мозга, возникающих при отсутствии нормального кровотока в бассейне левой передней мозговой артерии.
Цель исследования - выявить особенности нарушений речевой функции у больных при ОНМК и определить содержание и этапы логопедической работы с использованием методов аудиовизуальной и других видов сенсорной стимуляции по их преодолению.
Объект исследования – логопедическая работа по преодолению динамической афазии как нарушения речевой функции.
Предмет исследования – содержание, этапы и организация логопедической работы с больными динамической афазией.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по афазиологии, постинсультной периодизации, методам нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения больных афазией;
2. Экспериментально выявить у больных при ОНМК формы афазии и определить состояние речевых навыков владения словом в зависимости от формы афазии, имеющей место в острой стадии заболевания, используя методы логопедического и нейропсихологического обследований;
3. Изучить состояние неречевых функций на ранней стадии заболевания, выявить характер взаимосвязи неречевой и речевой функции у больных при ОНМК;
Гипотеза исследования – логопедическая работа по преодолению афазий у больных при ОНМК будет способствовать преодолению речевых нарушений, если:
• использовать методы аудиовизуального и других видов сенсорной стимуляции на самых ранних этапах выхода больных из заболевания;
• применять вербальную и невербальную аудиостимуляцию больных при ОНМК;
• использовать сенсорные стимулы разных модальностей (форма, размер, цвет, запах, вкус и т.д.)
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ АФАЗИИ
I.1 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования речи в онтогенезе
Процесс общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей. Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое дело, что качество использования языка может быть различным. По оценкам специалистов, человек в течение почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства речевой коммуникации, совершенствуя его в разных аспектах. В раннем постембриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения этим навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным представлением о языковом общении.
Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процесса, который сформировался благодаря языковым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие трудовых навыков человечества. Вместе с этим, язык нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации – речи. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой – набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Баллонов, Л.Я., Деглин, В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. [Текст] С-Пб. - 2006. -172 с.
2. Баллонов, Л.Я., Деглин, В.Л., Черниговская, Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. [Текст] С-Пб., 2005. С. 99-115.
3. Бейн, Э.С. Афазия и пути ее преодоления. [Текст] – М., 2004. – 235 с.
4. Бейн,Э.С., Бурлакова, М.К., Визель, Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. [Текст] - М.: Медицина, 2002. – 248 с.
5. Вассерман, Л.И., Винарская Е.Н., Дорофеева, С.А., Меерсон, Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. [Текст] Издательство "Стройлеспечать" Санкт-Петербург, 2007.
6. Визель, Т.Г. Как вернуть речь. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 214 с.
7. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. [Текст] - М.: Психология, 2006. – 286 с.
8. Глозман, Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения). [Текст] Дефектология. – М.: Психология, 2005. – 264 с.
9. Карвасарский, Б.Д. Неврозы. [Текст] - М.: Медицина, 2000. - 448 с.
10. Кожевников, А.Я. Афазия и центральный орган речи. Афазия и восстановительное обучение. [Текст] / Под ред. Ж.М. Голозман. - М.: МГУ, 2003. – 218 с.
11. Леонтьев, А.А., Рохлин, Л.Л., Савицкая, Л.Б., Шахнарович, А.М. Клинико психолингвистическое исследование разорванности речи у больных параноидной формой шизофрении. [Текст] //Ж.. Невропатол. и психиатр. - 2003. - Т. 73.- Вып. 12.-С. 1858-1863.
12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. - 680 с.
13. Львов, М.Р. Основы теории речи. [Текст] – М.: Академия, 2000. – 247с. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Владос, 2007. – 347 с.
14. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. [Текст] / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. -384 с.
15. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. [Текст] / А. Р. Лурия. М.: Акад. проспект, 2000. - 456 с.
16. Лурия, А. Р. О двух классах афазических нарушений речи. [Текст] / А. Р. Лурия // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МГУ, 2005. - С. 5-16.
17. Пурцхванидзе, О.П. Коррекционно-восстановительная работа с больными с афазией в острой стадии заболевания с использованием аудиовизуальной стимуляции. [Текст] // Нарушения мозгового кровообращения: диагностика, профилактика, лечение. Материалы Российской научно-практической конференции. – Иркутск, 2011. – С. 189 (0,1 п. л.).
18. Шкловский, В. М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. [Текст] / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. М.: Ассоциация дефектологов, 2000. - 96 с.
19. Шкловский, В. М. Восстановление речи у больных с афазией. [Текст] / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. М.: Ассоциация дефектологов, 1997. — 108 с.
20. Шкловский, В. М. Заикание. [Текст] / В. М. Шкловский. М.: Медицина, 2004. - 248 с.
21. Шкловский, В. М. Карта нейропсихологического обследования больных с нарушениями высших психических функций. [Текст] / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. М.: Ассоц. дефектологов, 2005. - 61с.
22. Шкловский, В. М. Прогностические критерии восстановления речи у больных с последствиями ишемического инсульта. [Текст] / В. М. Шкловский, К. М. Шипкова, И. П. Лукашевич // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 2002.-№11.-С. 13-16.
23. Шохор-Троцкая, М.К.. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. [Текст] - М.: Медицина, 2002. – 186 с.
24. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. [Текст] - М. 2004. - 427 с.